Богоявленский храм

hr24

Мы бы и не знали точной даты, если бы не обратились к историческим источникам. Сейчас вы видите напечатанные архивные документы о построении в селе Бавлены каменной церкви. А до этого была деревянная церковь, и предположительно она выглядела так. История деревянной церкви очень тесно связана с историей села, поэтому уместно здесь вспомнить и об этом.

История села Бавлены очень древняя… В первый раз село упоминается в духовной грамоте Можайского князя Владимира Андреевича, писанной в 1410 году, который в завещании отказал село Бавлены сыну своему Семену.

В конце XV и в течение XVI столетия село Богоявленское было уже вотчиной Московского Патриарха. С упразднением же патриаршества оно перешло в ведение Синодального приказа. Шли годы… В XVII веке, в период Великой смуты, беды не обошли стороной и нашу Владимирскую землю.

В книгах патриаршего казенного приказа есть запись: «В вотчине Святого Патриарха пустошь, что было село Богоявленское на речке Богоявленке». Пустошь Богоявленская была заселена в 1646 году.

В XVIII-XIX веках ушли в прошлое годы Великой Смуты, народ русский с уверенностью смотрел в завтрашний день, многие деревянные церкви заменялись строительством новых каменных храмов.

Из архивных материалов известно, что в феврале 1803 года священник Свято-Богоявленского храма села Бавленье Иоанн Матвеев от лица прихожан подал прошение епископу Владимирскому и Суздальскому Ксенофонту  о построении в селе каменной церкви вместо деревянной, которая по древности лет приходит в ветхость.

В России на строительство храмов епархиальным властителям выдавались так называемые сборные книги. Имея такую книгу, можно было собрать требуемую сумму. Русский был богат, религиозен, необыкновенно щедр и добр.

После глубоко изучения этого вопроса консисторией Владимирской епархии, была выдана грамота: «О построении в означенном селе Бавлены вместо деревянной каменной церкви». Грамота за подписью Его Преосвященства, марта 18-ого 1803 года.

В эти годы, как видно из архивных данных, в селе было «65 дворов и одного только мужского населения 232 души».

В необыкновенно короткий срок были собраны деньги, материалы, наняты рабочие, и в 1810 году – храм был выстроен и готов к освящению.

В сентябре 1810 года владыке Ксенофонту от благочинного протоиерея Юрьевской округи Василия Елецкого был подан рапорт, в котором говорится: «Построена церковь каменная, которая всем церковным благолепием и утварью снабжена».

В короткий срок, за семь лет, на пожертвования селян храм был выстроен. В сентябре был выдан атласный антиминс, без которого не могут проводиться богослужения и 9 октября 1810 года церковь была освящена.

Храм был великолепный. Это рассказывают уже дети свидетелей той истории, которые сами сейчас все в преклонных летах…

В клировой ведомости за 1911 год находим, что домов в селе – 52, мужчин – 154, женщин – 175 человек, храмовой земли – 34 десятины… Есть церковно-приходская школа, открытая в 1898 году…

Храм процветал.

Молились, трудились люди на своей земле, но не знали, что сгустились тучи на горизонте, и осталось три спокойных года до первой мировой войны.

Годы революционной смуты и последующие десятилетия репрессивных мер в борьбе с Церковью отразились на Кольчугинском районе. Сильному давлению подвергалась и община Свято-Богоявленского храма. Священник Василий Виноградов из-за непосильных налогов был вынужден отказаться от исполнения священнических обязанностей. Последняя служба в храме, судя по архивным данным, была проведена 7 сентября 1938 года. Прихожане Свято-Богоявленского храма в течение многих лет вели неравную борьбу с государственным режимом, писали письма с просьбами открыть храм в район, областные органы управления и даже лично Сталину.

Многочисленные письма подписаны активным человеком Муратовым Михаилом Ивановичем. В 1943 году 15-ого апреля состоялось общее собрание жителей села Бавлены. Присутствовало 48 человек, выбраны 20 активистов. Прихожанами было выбрано постановление: «Весь доход пересылать на оборону Родины, лишь бы открыли храм». Неизвестно, что из скудных колхозных доходов прихожане платили немалые суммы и выплачивали налоги за недействующую церковь. На этом же собрании было решено просить власти зарегистрировать священника заштатного протоирея Константина Миловского, в чем он выразил своё согласие.

В 1945 году «наверх» подается объективная информация: «Техническое состояние Свято-Богоявленского храма села Бавлены как снаружи, так и внутри удовлетворительное, ремонта не требует».

Но церковь все же закрыта, а неутомимый Михаил Иванович Муратов шлет новые письма. Вот одно письмо. Это крик души!

«В нашей округе около 20 деревень, а ближайший храм находится в 20км, в селе Снегирево. Редкий день, когда не спросят меня односельчане об открытии храма… Многие дети не крещены… Весь доход будем отдавать на оборону Родины… Слезно просим Вас! Откройте наш Храм Христа ради!»

Очень многое можно было бы рассказать из последующих 45 лет истории унижения нашего храма, да нет в живых уже свидетелей той истории.

Из уст ныне живущих прихожан мы знаем, что перед Пасхой храм всегда открывался, люди делали генеральную уборку, икон было видимо невидимо. Благодаря стараниям прихожан, а особенно Валентине Михайловне Булановой, приёмной дочери Муратова Михаила Ивановича, было сохранено некоторое имущество храма, особенно деревянный крестик ???

Очень много сил для открытия храма отдал Медведев Аркадий Фёдорович. Он сумел организовать верующих люднй, оформил открытие храма документально. 22 ноября 1990 года Аркадий Фёдорович послал епископу Владимирскому и Суздальскому Евлагию прошение, на которое получил следующий ответ: «Уважаемый Аркадий Фёдорович! Бог благословляет на образование новой общины в храме села Бавлены и на получение устава к ней с пожеланием одним: не допускать в общине никаких неурядиц, несвойственных православным людям, и жить мирно ???

11 января 1991 года в селе Бавлены в присутствии благопочинного Кольчугинского района претоирея Василия Войтнакова было проведено собрание прихожан. Выбрали «десятку» активных прихожан  и во главе с прибывшим в селе Бавлены священником иереем Николаем Тихомировым начали восстанавливать храм. «Засучив рукава» очистили помещение храма, работы было очень много, так как пол был земляной. Вставили окна, двери, восстановили алтарь. Первые молебны служили в доме напротив храма, у казначея Бесединой Валентины Фёдоровны. Усилиями прихожан и при помощи директора завода «Электродвигатель» Самок Георгия Семёновича медленно храм стал возвращаться к новой жизни. Чудесным образом вернулась в храм древняя икона Владимирской Божией Матери.

В 1996 году настоятелем  храма стал иерей Аркадий Гоглов и продолжил восстановительные работы. Все так же активно помогал местный завод. Бригада мастеров из Гусь-Хрустального закрыли рубероидом купол. В последующие годы  были проведены крупные работы внутри храма. Были оштукатурены  и покрашены стены в пределе Рождества Пресвятой Богородицы. Был восстановлен алтарь. Матушка Ольга Сергеевна Гоглева написала две иконы в дар храму на иконостас этого алтаря: икону спасителя и Пресвятой Богородицы.

В это же время был настлан деревянный пол «гусевскими» рабочими, выложена печь,  и сделано паровое отопление. Рабочие перестелили всю кровлю над храмом, установили новый купол, поставили крест, который чудом сохранился. Старостой храма была Алевтина Ивановна Глазова, и она являлась незаменим помощником иерею Аркадию.