200-летие Богоявленского храма

Школьная краеведческая конференция, посвященная 200-летию Свято-Богоявленского храма.

 

РОССИЯ

Здесь тёплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда златокрылые ангелы Божьи
По лучикам света сошли с облаков.

И землю водою святой оросили,
И синий простор осенили крестом.
И нет у нас Родины, кроме России –
Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.

П. Синявский

ВЕДУЩИЙ: С 27 ноября по 6 декабря 2010 года во всех школах Кольчугинского района  проводилась  декада краеведения «С любовью к Отечеству».

В нашей школе  декада была посвящена  200-летию Свято-Богоявленского храма.

hr24

Каждый класс получил краеведческое задание, над выполнением которого  трудился  целый месяц.

konf-start konf-start2 konf-start3

 

Итак,  200 лет назад в селе Бавлены был воздвигнут каменный храм.  О том, как все начиналось,  рассказали ребята 11 класса.

11 класс

История села Бавлены уходит своими корнями ко времени княжения Юрия Долгорукого, и оно тогда же возникло на первой дороге, идущей с города Юрьева в сторону Москвы.

dolgorukiy

Юрий Долгорукий

dedА устная легенда гласит приблизительно так: «Шел, якобы, с города Юрьева в сторону Москвы богомолец-старец. И спешил засветло успеть добраться до Городца. Пройдя полпути, присел отдохнуть под деревом, да и задремал. И привиделся необыкновенный сон, а во сне-то явление Бога, который преднарекал ему, что надобно здесь церковь нову заложить, а чтобы идущие в сторону Москвы могли Господу Богу помолиться и дальше уже путь долог держать с очищенной от грехов душой. И путнику легче тогда будет идти по длинной и лесной дороге и долгий путь покажется короче…» обратившись к «Описанию церквей и приходов Владимирской епархии», можно узнать, что село Бавлены (Богоявленье) уже с начала 15 века принадлежало князьям Можайскому – Владимиру, Ивану, Семену, и только в конце 16 и начале 17 века было вотчиной Московской  патриархии. Уже в начале 15 столетия в Богоявленье существовала деревянная церковь, но когда построена она была, неизвестно. Постройка же церкви была осуществлена «в честь Богоявленья Господня на этом месте, где стояла церковь»

Шли годы. В начале 17 века в России разразилась так называемая Великая Смута. Часть земель Российского государства была оккупирована польско-литовскими захватчиками. Не обошли стороной эти беды и нашу Владимирскую землю. Город Юрьев-Польский и его окрестности были разорены. В книгах патриаршего казенного приказа под №153 (1645) года записано:

«В вотчине святого Патриарха пустошь, что было село Богоявленское на речке на Богоявленке». Пустошь Богоявленская была заселена лишь в 1646 году, и в книгах патриаршего казенного приказа под этим годом отмечено: «Деревня, что была пустошь Богоявленская, построена внове, а в ней 8 дворов крестьянских и бобыльских, в них 14 человек».

В 18-19 веках Российское государство укрепилось многократно. Забылись беды Великой Смуты. Русский народ с уверенностью смотрел в завтрашний день, что нашло свое отражение и в религиозной жизни. Конец 18 века и начало 19 века ознаменовались строительством по всей России каменных храмов вместо деревянных.

Из архивных материалов известно, что в феврале 23 дня 1803 года староста Иван Петров и все того села крестьяне, дали сей мирный приговор села нашему священнику Ивану Матфееву в том, что ехать ему в губернию город Володимир и подать просьбу к его высокопреосвященству Ксенофонту епископу Владимирскому и Суздальскому, что по желанию нашему приказал построить в селе нашем вместо деревянной каменную церковь.

После глубокого изучения вопроса консисторией Владимирской епархии о строительстве каменной церкви в селе Бавлены была выдана грамота о построении в означенном селе Богоявленье вместо деревянной каменной церкви Грамота за подписью ЕГО ПРЕОСВЯЩЕНСТВА марта 18 дня 1803 года Под №2064 и книги при Указе Сборной на два года даны под №2068 Грамоту сборную книгу при указе при грамоте и под №2070 Бавленье Священник Иван Матвеев.

В эти годы, как видно из тех же архивных документов от марта 3 дня 1803 года №1572 в селе было шестьдесят пять дворов, в них мужески пола двести тридцать две души.

В необыкновенно короткий срок были собраны необходимые средства, наняты рабочие, и в 1810 году храм был выстроен и готов к освящению. Все это было выполнено всего за 7 лет. В настоящее время, когда для капитального ремонта нашего храма своими силами прихожанам, по нашим подсчетам, требуется около 100 лет, а благотворители остались в далеком сказочном прошлом, построение храма в такие короткие сроки кажется пасхальным сном.

И в сентябре 19 дня 1810 года владыке Ксенофонту от священника села Богоявленного Михаила Андреева, старосты Якова Климова и всех прихожан был подан рапорт. Обратимся к архивным документам.

По данной от вашего Преосвященства в прошлом 1803 года марта 18 числа благословенной, на построение состоящей ведомства моего в селе Бавление, каменного здания во имя Богоявления Господня церкви, грамоте, оная церковь зданием кончина. Утварью церковною и прочим благолепием убрана исправно: и, если будет Архипастырское от Вашего Преосвященства на ее   благоволение; по освящению беспрепятственна. Какое же сея церкви украшение и утварь, о сем Вашему Преосвященству всепокорнейшее представляю при сем сочиненную  мною всему церковному имуществу опись. Сентябрь 19 дня 1810 года Благочинный Священник Василий Елецкий.

В приложенном рапорте дана опись, в которой говорится о полной росписи алтаря и великолепного шестиярусного иконостаса, о том, что для богослужения заготовлены серебряные богослужебные сосуды, что богослужебные книги содержатся в полном составе и что в ризнице имеются шесть разноцветных комплектов риз для священников, и многое другое.

В этом же месяце храм был освящен, и в нем были вознесены первые молитвы. Об этом имеется запись в архивных документах от сентября 21 дня 1810 года.

 1810_1

Воздвигнут был во славу Бога,

И не найти, пожалуй, слога,

Чтоб описать мне, как тогда

Сияли златом купола,

Как по холмам в тиши печальной,

Распространял повсюду он,

Колоколов призыв кристальный,

Хрустально-чистый, добрый звон.

 

Весной, над строгими крестами,

Кружили черные грачи,

На пасху, шумными рядами,

К нему сходились куличи.

Попы  здесь ладаны курили,

Кадилом разгоняя дым,1810_2

Молитвы к небу возносили,

Желали счастья молодым.

 

ВЕДУЩИЙ: И гордо стоял он, красивый, мощный, с высокой колокольней, белый, свежевыстроенный, обнесенный каменной оградой, как равный, среди многих тысяч собратьев по всей России.

 

 

 

 

 

 

 

 

Бежали годы за годами,

И не заметили когда,

На землю эту, как цунами,

Влетела  красная беда.

За ней служители закона

Снесли алтарь, сожгли иконы,

Подняли вековую пыль…

На месте храма – вдруг пустырь…

 

 

ВЕДУЩИЙ: О том, что пришлось пережить храму и его прихожанам в суровые тридцатые годы 20 века, нам расскажут ребята 5а класса.

5а класс

Краеведческое задание нашего класса было посвящено истории Богоявленского храма, а именно тому, каким храм был в тридцатые годы. Для того, чтобы справиться с заданием, мы встретились с Глазовой Алевтиной Ивановной и Силантьевой Александрой Ефимовной. К сожалению, в те далекие годы они или только появились на свет, или еще не родились. Поэтому сообщить они сумели нам немногое, только то, что знали со слов своих  близких родственников, сейчас уже умерших. В тридцатые годы, сказали они, храм действовал, был ухожен. Но время тогда было страшное, все боялись репрессий, шли гонения на священников и церковь, а также на тех, кто верил в Бога. Потом храм закрыли.

Этих скупых сведений нам было мало. Александра Ефимовна дала нам книгу священника Александра Гоглова «Православная церковь на Владимирщине в годы безбожной смуты», вот что мы в ней нашли. «В тридцатые годы власти стремились помешать нормальной жизни прихода. Было запрещено священнику Василию Виноградову ходить по домам в пасхальные дни с молебнами. Под давлением верующих молебны пришлось разрешить, но в сентябре того же года якобы из-за заразных болезней подобные посещения священником верующих были вновь запрещены. Священник Василий Виноградов из-за непосильных налогов был вынужден отказаться от исполнения священнических обязанностей. Последняя служба в храме состоялась 7 сентября 1938 года. Прихожане несколько лет писали письма по всем инстанциям, вплоть до «всенародного старосты» М. И. Калинина, даже лично Сталину. Но власти были глухи к мольбам народа. Храм не открыли». После этого оставались долгие годы, полные только лишь одной надеждой. Только надеяться, сохранять веру, заботиться по мере возможности о благополучном состоянии храма.kniga2

Александра Ефимовна еще рассказала нам об иконах, находящихся в Богоявленском храме. «У нас есть удивительные и редкие иконы.Чудесным образом попала к нам икона Владимирской Божьей матери.

ikona

Долгие годы она лежала вместо мостка через ручеек. Моя двоюродная бабушка Филиппова Пелагея подобрала эту икону, хранила ее у себя, а уже после она была передана в храм.

photo

photo1

 

Икона Казанской Божьей матери передана в храм Родиной Людмилой. Любовь Мальцева отдала храму икону Николая Чудотворца. А из Флорищенского храма нам передали икону Богоявления»

 

Многое пришлось испытать храму  за свой  немалый век. Долгие годы, как и верующие люди, претерпевал он гонения. Предстояло пережить 45 лет унижений.

Промчались годы и столетья,

Война, пожары, лихолетья,

Как страшный и кровавый сон…

И вновь хрустально-чистый сон…

Несется в небо с колокольни,

И всем живущим он напомнит:

В забвенье страшные года.

Храм жив – и это навсегда!

ВЕДУЩИЙ: О том, как возрождался храм, расскажут ребята 10 класса.

 

10 класс

Новое возрождение русской православной церкви началось в период перестройки с 1987 г. количество храмов в России стало возрастать. В 1988 году было открыто уже более 1000 новых приходов.

Настало время и Свято-Богоявленскому храму села Бавлены возродиться к новой жизни. Постепен­но уходили в последний путь герои нашей печальной истории, но на смену им прихо­дили новые подвижники. Не оскудела вера Православная в России. Очень много сил для открытия храма отдал Медведев Ар­кадий Федорович. Он сумел организовать верующие людей оформить открытие хра­ма документально. 22 нояб­ря 1990 года Аркадий Федорович послал владыке Владимирскому и Суздальскому Евлогию прошение, на которое получил следующий ответ:

«Уважаемый Аркадий Федорович!

Бог благословит на образование новой об­щины в храме села Бавлены и на получение устава к чей с пожеланием одного: не допус­кать в общине никаких неурядиц, несвойст­венных православным людям, и жить мирно, по-христиански, спасая свои души и неся пользу людям.

Подпись: епископ Евлогий».

Одиннадцатого января 1991 года в селе Бавлены в присутствии благочинного Кольчугинского района протоиерея Василия Войнакова было проведено собрание прихожан.

Избраны:

  • председатель церковно-приходского со­вета — Медведев Аркадий Федорович,
  • помощник председателя — Миронов Борис Иванович,
  • казначей — Беседина Валентина Фе­доровна.

Впервые после 1938 года прихожане по­лучили  возможность возносить молитвы в своем родном храме, где молились десятки поколений их предков.

kupol kupol2

 

Но храм находился в очень плачевном состоянии. Большая часть купола была  раскрыта. Не было в храме отопления, на банковском счету было пусто. На помощь не рассчитывали, первая эйфория у нашего Российского руководства после начала перестройки прошла. В первый год восстанавливали храм своими силами.

На следующий сезон, по милости Божией, были проведены крупные работы внутри храма с помощью местного завода, руководитель которого с пониманием относился к нуждам прихода. Помог он , невзирая на сильное противодействие и отрицательное отношение к Православию своих заместите­лей. Были оштукатурены и покрашены стены в трапезной храма. Трапезная была отделена от летнего храма внушительными дверьми. Был установлен придел в честь Рождест­ва Божией Матери, каковой и находился в этой части храма до его разрушения. Но, что очень важно, сделали отопление. Была выложена печь, и от нее проведена развод­ка на несколько радиаторов. Кроме этого, установили новый купол и водрузили крест, который чудом сохранился от старого храма, его отреставрировали и освятили. Как и прежде, засиял над всей округой золотой православный крест. Постепенно храм стал обретать первозданный облик,    стал ожи­вать как снаружи, так и  внутри.

6

 

 v_khrame

ВЕДУЩИЙ:  Сколько существуют на Руси храмы, столько воспевают их наш народ в стихах и песнях. Сейчас мы приглашаем на сцену учащихся 1а класса. Они исполнят песню «Благовест».

 

1а класс

 

Среди дубравы

Блестит крестами

Храм пятиглавый

С колоколами.

Их звон призывный

Через могилы

Гудит так  дивно

И так уныло.

 

Молюсь и каюсь я

И плачу снова,

И отрекаюсь я

От дела злого;

Далеко странствуя

Мечтой чудесною,

Через пространства я

Лечу небесные,

 

К себе он тянет

Неодолимо,

Зовет и манит

Он в край родимый,

В край благодатный,

Забытый мною, –

И, непонятною

Томим тоскою,

 

Молюсь и каюсь я

И плачу снова,

И отрекаюсь я

От дела злого;

И сердце радостно

Дрожит и тает,

Пока звон благостный

Не замирает…

 

ВЕДУЩИЙ: Храм это не только дом молитвы. Испокон веку храмы были центрами культуры и образования. Первыми  образованными  людьми на Руси были монахи, священники, а первыми письменными источниками  религиозные книги.  Первые школы на Руси организовывались при храмах и монастырях и назывались они ЦПШ (церковно-приходские школы).

В наши дни при каждом храме работают воскресные школы. Наш храм не является исключением. У нас тоже есть такая школа, о работе которой расскажут ее ученики.

 

7 класс (воскресная школа)

В 1997-1998 работа воскресной школы проходила в старой музыкальной школе, по воскресеньям в актовом зале. Отец Аркадий вел богослуживые беседы, был просмотр фильмов, отвечал на вопросы.

С 2001 года образовалась воскресная школа в Богоявленском храме. Учителем в это время была Кузина Анастасия Георгиевна. Первый выпуск воскресной школы теперь уже студенты: Чернова Дарья, Семенова Катя, Романов Рома, Власенко Настя, Ляпина Настя, Мельникова Вика. Через некоторое время учителем стала Луснякян Зинаида. Организовывались различные поездки. Ученики бывали в «Троице-Сергиевой Лавре», где покоятся мощи Сергия Радонежского, в «Храме Христа Спасителя» и «Блаженной Матронушки». Для обучения детей использовались красочные православные календари. Ученики изучали церковные законы, жития святых. Иногда дети подготавливали доклады сами. У учеников были тетради-конспекты по закону Божию. Обучение строилось по церковному календарю, начиная с 14 сентября. Они изучали правила поведения в Храме, разгадывали кроссворды на православную тему, учили много песен к праздникам. На Рождественскую елку в наш храм приезжали люди с разных уголков Кольчугинского района. Постановки на праздник, декорации и костюмы ученики готовили сами. Сегодня учитель в воскресной школе Ляпина Елена Тимофеевна.

 voskr

ВЕДУЩИЙ: А сейчас мы приглашаем на сцену ребят  4 а класса. Они покажут нам сказку «Теремок» на православный лад, которую обычно готовят к светлому празднику Пасхи ученики воскресных школ.

Сказка «Теремок» в исполнении 4а класса

Звучит  песня  «Малиновый звон».

 4б класс (колокольный звон)

 

 


ВЕДУЩИЙ: Колокол звонит только тогда, когда храм действует .  Действующий храм немыслим без священника, без настоятеля.
6б класс
Пред старинной русскою иконой
На коленях батюшка стоял.
«Господи, очисти мою душу» –
Он в молитве слёзно воздыхал.
Русский наш священник православный,
С тонкою ранимою душой,
Ты спасения для нас у Бога просишь,
Искупая мир своей слезой.
Ты не ищешь в жизни наслаждений,
Прост в быту, не прихотлив в еде.
Ты смиренно сносишь оскорбленья –
Что с них взять, они в большой беде.

Кто такие настоятели?

Настоятели нашего храма.

ВЕДУЩИЙ: Благодаря усердию отца Сергия и матушки Ирины наш Свято – Богоявленский храм сияет первозданной красотой на радость прихожан и всех верующих.

22

9 октября этого года храму исполнилось 200 лет. На праздничное богослужение приехали представители духовенства из Владимира и Кольчугинского благочиния. Возглавил торжества управляющий Епархией архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. От епархии архиерей преподнес в дар приходу икону Спасителя.23

Мы к 200-летию храма тоже готовили  подарок, над которым трудились и учащиеся 7 – 11 классов, и учителя. О том, как это было, сейчас расскажут ребята 8а класса, которые приняли наиболее активное участие в работе.

8 класс.

Строительство дорожки к роднику –  первое серьезное, взрослое дело, в котором нам пришлось участвовать. Так уж получилось, что мы больше других занимались этим, видели каждый шаг превращения обычного природного спуска к ручью, в благоустроенную  радующую глаз территорию.

Итак, как же все было? Было все достаточно быстро и весело. Осень в этом году выдалась замечательная: ясно, тихо, тепло. Так что работа спорилась. Первый выход на место помог нам определить объем работы: решено было дорожку соорудить из щебня, по краям посадить кусты, определить границу пешеходной зоны, в которую не мог бы заехать транспорт.

25

Возник вопрос, где брать щебень?

Обратились за помощью в ООО «Строительные инновации». Лишнего щебня у них не нашлось, а вот директор предприятия Тарба Джустан Лаврентьевич лично оказал нам материальную помощь, за что мы ему очень благодарны.

26

Следует сказать, что с самого начала мы работали в непосредственном контакте с отцом Сергием, который не только одобрил идеею нашего проекта, но и постоянно оказывал нам помощь  и содействие, за это мы ему тоже очень признательны. Именно отец Сергий раздобыл для нас щебень. Он же организовал выравнивание трактором местности, на которой нам предстояло работать.

27

Наше ЖКХ в лице его директора Иванова Владимира Григорьевича  помогло нам доставить на место песок из карьера. Им тоже большое спасибо.

Итак, определив границы дорожки мы принялись за работу. Надо признаться, было не легко, физически, но зато как здорово трудиться всем вместе и видеть потом результаты своего труда!

28

Раскидали песок, на него щебень, и в процессе работы поняли, что дорожку обязательно нужно по краям закрепить опалубкой, иначе весной все растечется. По обеим сторонам выкопали неглубокие траншеи, купили цемента, сделали опалубку.

А для опалубки, как известно, нужны были доски. С пиломатериалами нам помог владелец пилорамы, индивидуальный предприниматель Попукалов Олег … ….Ему тоже большое спасибо!

Наверху спуска мы вкопали столбы, не позволяющие ездить транспорту.

31

А края дорожки обсадили кустиками боярышника.

Думаем, что весной, когда они распустятся, будет красиво.

35

Помимо этого, мы обновили мостик через ручей.

Самое большое спасибо сегодня мы должны сказать Кричевцову Николаю Александровичу, без которого мы не смогли бы сделать то, что сделали. Его опыт, знания, помогли сделать все грамотно, с соблюдением технологии.

Николай Александрович, спасибо вам огромное!

krich

Не скроем, мы гордимся тем, что благодаря нашим стараниям территория у ручья в селе Бавлены так преобразилась.

И еще раз хотим заметить: трудиться вместе – это здорово, а видеть такие плоды своего труда – очень приятно!

dorog

hr24